Каких цветов бывает золото
Цвет золота, которое используется в украшениях, определяется составом лигатуры. Рассказываем, какие цвета можно встретить в ювелирном деле и каким образом они получаются.
Состав и свойства сплавов
В состав золотых сплавов в качестве легирующих компонентов чаще всего входят серебро, медь, палладий, никель, платина, кадмий и цинк. Каждый из компонентов по-своему влияет на свойства материала.
Серебро
Серебро придает золотому сплаву мягкость, ковкость, незначительно понижает температуру плавления. По мере добавления серебра ювелирный сплав зеленеет, постепенно становится желто-зеленым.
При содержании серебра более 30% материал становится желто-белым и бледнеет по мере увеличения количества серебра. Если в сплаве от 65% серебра, он становится белым. При этом его нельзя называть белым золотом, так как в золотом сплаве должно быть не менее 37,5% золота.
Медь
Медь повышает твердость металла, сохраняя его ковкость и тягучесть. Сплав приобретает красноватые оттенки, усиливающиеся по мере повышения процентного содержания меди.
При содержании 14,6% меди сплав становится ярко-красным. Медь также понижает антикоррозийные свойства материала.
Палладий
Палладий повышает температуру плавления и резко изменяет цвет металла. При содержании 10% палладия слиток окрашивается в белый. Пластичность и ковкость в этом случае сохраняются.
Никель
Это вещество изменяет цвет сплава в бледно-желтый и повышает твердость. Содержание никеля повышает литейные качества ювелирного сплава.
Платина
Платина дает белый оттенок, более интенсивный, чем от палладия. Желтизна теряется уже при содержании 8,4% платины.
При добавлении платины резко повышается температура плавления сплава. Когда ее содержание достигает 20%, увеличивается упругость материала.
Кадмий
Этот компонент резко понижает температуру плавления, но сохраняет ковкость и пластичность материала.
Цинк
Цинк тоже понижает температуру плавления, но при этом повышает текучесть. При большом содержании цинка золото становится хрупким.
От чего зависит состав
Участие каждого компонента определяется в зависимости от свойств, которыми должен обладать материал.
Так, серебро и медь дают возможность создавать слитки от бледно-желтого до красного через зеленоватые или красноватые тона. Эти компоненты также позволяют сохранить мягкость, пластичность, ковкость и среднюю температуру плавления.
Палладий, никель и платина позволяют получить слитки белого цвета с более высокой температурой плавления и очень высокими антикоррозионными свойствами.
Кадмий и цинк дают возможность получить материал с довольно низкой температурой плавления. Получившиеся сплавы можно использовать как припой.
Желтое золото
Золото от природы имеет желтый цвет, и именно он чаще всего встречается в украшениях. Но при этом в ювелирном деле невозможно использовать драгоценный металл без примесей: он слишком мягкий. В любом случае приходится добавлять лигатуру.
Обычно в составе желтых слитков присутствуют серебро и медь в разных пропорциях. Чем больше серебра, тем светлее оттенок. Ювелирам нравится работать с желтым металлом: он отличается ковкостью и пластичностью. Из него можно создавать сложные композиции с мелкими деталями.
Белое золото
Белое золото — один из самых популярных материалов среди владельцев украшений. Он прекрасно сочетается с драгоценными камнями холодных оттенков — танзанитами, сапфирами, фиолетовыми аметистами, снежно-белым жемчугом. Сияние многих бриллиантов лучше всего раскрывается именно в оправе из такого металла.
Ювелирные изделия из белого золота обычно стоят дороже, чем из желтого. Состав лигатуры зависит от пробы: в 585 для лигатуры используется палладий, а для защитного покрытия — родий. Проба 750 состоит из золота на 75%, а остальные 25% — лигатура (в том числе платина).
Красное и розовое золото
Красный цвет тоже часто встречается в ювелирном деле. Красное золото пользуется популярностью, так как считается романтичным. Оно отлично сочетается с рубинами, гранатами, жемчугом теплых оттенков и многими другими декоративными вставками.
В зависимости от лигатуры цвет может варьироваться от светло-розового до ярко-алого. Приведем несколько примеров для пробы 585:
- при содержании 35,7% меди, 3% серебра и 2,8% никеля получается розовый сплав;
- при 33,5% меди и 8% серебра — красный;
- при 41,5% меди — алый.
Высокое содержание меди делает материал устойчивым к повреждениям. Поэтому украшения из красного золота не требуют специального защитного покрытия, не деформируются и не теряют яркости, даже если носить их каждый день.
Зеленое золото
Выше мы говорили о цветах, которые можно найти в любом ювелирном салоне. Далее речь пойдет об экзотических вариантах, которые встречаются редко. Один из них — электрум, зеленое золото, из которого делали кубки в Древнем Египте.
Зеленый оттенок несложно создать — достаточно использовать в качестве лигатуры серебро, кадмий и медь в определенных пропорциях. Но металл получается слишком хрупким, и его практически не используют для оправ ювелирных изделий.
Главное достоинство материала — его красота, поэтому иногда ювелиры все же экспериментируют с ним. Из него создают шедевры, которые можно встретить только на выставках. В некоторых дорогих авторских украшениях могут использоваться небольшие вставки из зеленого золота.
Фиолетовое (пурпурное) золото
О существовании благородного металла фиолетового оттенка человечество узнало только в XX веке: первые образцы были найдены в Египте в 1931 году во время раскопок гробницы Тутанхамона.
Сначала находка поставила ученых в тупик, но загадку сумел разгадать американский физик Роберт Вуд. Он выяснил, что для получения фиолетового оттенка нужно использовать в качестве лигатуры алюминий.
Сложность заключается в том, что у металлов разная температура плавления — алюминий плавится при 660 °С, а золото необходимо нагреть до 1064 °C. После смешения получается очень хрупкий материал, который легко поддается окислению. Сейчас его используют крайне редко, в качестве небольших вставок.
Синее золото
Чтобы получить драгоценный металл голубого или синего цвета, нужно добавить в лигатуру металл под названием индий. Сам по себе он серебристый, но при соединении с благородным золотом получается фантастический синий цвет. Чем больше индия в составе лигатуры, тем насыщеннее синева.
Недостаток материала, который получается при таком смешении, — хрупкость и крайне низкая пластичность. Поэтому для оправы ювелирных изделий он совершенно не подходит. Некоторые мастера создают декоративные вставки из такого металла, но подобные украшения сложно найти в обычных ювелирных салонах.
Коричневое золото
В отличие от синего, зеленого и фиолетового золота, у коричневого действительно есть перспективы. Оно появилось недавно, но уже успело привлечь ценителей эксклюзива. Шоколадный оттенок смотрится необычно, но главное — свойства: по ним сплав не уступает красному золоту.
Высокая прочность и пластичность материала связаны с тем, что для получения слитков используется точно такая же лигатура, как и для красного металла. А чтобы он стал темно-коричневым, специалисты проводят многократную химическую обработку. Из-за этого процесс производства усложняется и требует больших затрат. Поэтому ювелирные изделия стоят дорого и не скоро дойдут до массового потребителя.
Черное золото
Черный в ювелирных изделиях смотрится стильно и роскошно. Поэтому черный жемчуг, бриллианты, сапфиры и другие камни пользуются популярностью. Неудивительно, что существует и несколько методов производства черного золота.
- Родирование. Предполагает не создание сплава, а покрытие уже готового украшения тонким слоем черного родия или рутения. Получившийся материал выглядит красиво, но со временем верхний слой начинает стираться. Приходится нести украшение к ювелиру и восстанавливать покрытие.
- Кобальтовый сплав. Кобальт придает золоту черный оттенок, но материал получается слишком твердым, и его тяжело обрабатывать. Поэтому данный способ не очень популярен.
- Напыление аморфного углерода — тяжелый в исполнении способ, который редко используется в ювелирном деле. Чаще всего аморфным углеродом покрывают корпусы наручных часов.
- Лазерный метод. Представляет собой сложную обработку золота фемтосекундным лазером. Такая обработка стоит очень дорого, а потому материал считается экспериментальным. Не стоит ожидать его скорого появления в ювелирных салонах.